Анатолий Макеев
Главная >>> Мысли >>> Трактат о счастье  

Трактат о счастье

 Суть жизни человека - быть счастливым. Каждый может быть счастлив и каждый имеет право на счастье. Но что означает понятие счастья для людей? Что есть счастье и как распознать его? Можно сказать, что человек счастлив в тот момент, когда он не несчастлив, точно так же можно сказать что человек сыт, когда он неголоден. Но это не снимает вопроса о том в чем же именно заключается счастье, или в примере с голодом, что насыщает человека. В любой момент времени мы можем определить - счастливы мы или нет. При этом есть вероятность что человек счастлив, но не до конца, а как бы частично; это подтверждает идею о том, что счастье состоит из отдельных элементов, назовем их радостями. Обладание всеми составляющими означает обладание целостным счастьем, в то время как недостаток какого-то элемента (радости) заставляет нас искать средства, чтобы получить его. Являются ли критерии обладания счастьем едиными для всех? Тут можно спорить. Если предположить, что нет, то тогда будет невозможно сказать, что нужно сделать, чтобы стать счастливым, так как в данном случае понятие счастья, как и набор радостей из которых оно складывается, будет уникальным для каждого человека. И в то же время все люди интуитивно ищут счастья в одних и тех же направлениях, что говорит об общности позиций и взглядов. Из этого можно сделать вывод, что само понятие счастья неоднородно и состоит из Внешнего и Внутреннего счастья. Причина подобного разделения будет объяснена ниже.
 Для выявления критериев обладания счастьем мысленно переместимся из нашего времени в каменную эру. Это должно позволить нам взглянуть на человека и его жизнь более абстрактно. Человек прошлого тоже мог быть счастлив. В чем же заключалась для него счастье? Более сухая и просторная пещера, более разнообразная и питательная пища, ради получения которой приходится затрачивать минимум времени и сил - вот на первый взгляд главные радости человека той эпохи. Здесь можно уже проследить четкие параллели с современной жизнью. Пещера превращается в квартиру или дом, пища в продукты питания, которые можно приобрести в местах торговли за деньги, которые можно заработать, причем желательно наиболее легким путем. То есть и для человека прошлого и для человека современного радостями являлись наличие разнообразных благ. Для более детального рассмотрения примера возьмем одну из радостей - обладание жилищем. Если сегодня у вас есть однокомнатная квартира, то вы счастливы. А если ее поменять на двухкомнатную, потом на собственный дом, а потом на дом с садом и прислугой? Нетрудно заметить, что каждая такая смена должна увеличивать ваше счастье. Но тогда получается, что живя в однокомнатной квартире, вы не обладаете полностью даже одной радостью. И это при том, что большинство из современных людей никогда не будут иметь собственного дома, то есть никогда не будут обладать целой радостью. К тому же невозможно определить, где происходит насыщение от обладания данной радостью, так как описанный выше ряд можно продливать до бесконечности (одноэтажный дом > двухэтажный дом > вилла у моря итд). Зато вроде бы появляется возможность оценить в денежном эквиваленте величину радости, что на самом деле только привносит субъективизма, так как даже одна и та же сумма денег будет по разному восприниматься разными людьми, не говоря уже о том, что для человека из каменного века данный способ измерения радости не применим вовсе. К таким же выводам можно прийти, если взять любую из форм блага. На первый взгляд это неразрешимая проблема, которая сводит на нет любую попытку определения критериев обладания счастьем. И именно тут можно увидеть четкую границу разделяющую понятие счастья на две составляющие. Рассмотренный выше пример с жилищем относится к Внешнему счастью, то есть к таким формам радости где: 1) величина радости поддается измерению в каких либо величинах; 2) нельзя определить степень насыщения; 3) обладание радостью зависит прежде всего от внешних факторов. Зависимость элементов Внешнего счастья от окружающих человека факторов легче всего пояснить на примере обладания автомобилем как одним из благ. Если человеку нравилось водить машину, но впоследствие он лишился рук, то даже обладание новейшей моделью не принесет ему радости. В средние века автомобилей не было вовсе, и если взять данный критерий Внешнего счастья, то с позиций современного человека никто из живущих в то время не мог быть полностью счастлив. Из этого следует, что для определения обладания Внешним счастьем нет и не может быть единых критериев.
 Теперь когда мы разделили счастье на две части и определили признаки одной из них, можно вывести признаки и другой. К Внутреннему счастью относятся такие формы радости где: 1) величину радости нельзя измерить ни в каких единицах; 2) можно определить степень насыщения; 3) обладание радостью прежде всего зависит от внутренних факторов. Чтобы определить какие же радости подпадают под данные характеристики снова вернемся в каменный век к пещерному человеку. Люди той эпохи, как и люди любого времени, исходя из представленных размышлений, могут обладать целостным Внутренним счастьем. Из каких же радостей должно состоять счастье, чтобы критерии обладания им были бы едины и для нас и для наший предков? Прежде чем узнать мой взгляд попытайтесь сами разобраться в этом. Для этого закройте глаза и поразмышляйте. Когда вы самостоятельно дойдете до ответа, то мои дальнейшие предположения покажутся вам логичными.
Ответ можно найти в прологе к роману братьев Стругацких “Стажеры“
„ - Жизнь дает человеку три радости, тезка. Друга, любовь и работу. Каждая из этих радостей отдельно уже стоит многого. Но как редко они собираются вместе!
- Без любви, конечно, обойтись можно.
- Да, можно. Но это означает, что одной радостью будет меньше, а их всего три.“
 Можно слегка подправить данное определение, заменив термин „работа“ на слово „созидание“. На мой взгляд именно из обладания этими тремя радостями: дружба, любовь и созидание, складывается целостное Внутреннее счастье. Ни одна из этих радостей не поддается измерению. Дружба не измеряется в количестве друзей, любовь не измеряется в количестве возлюбленных, созидание не измеряется целесообразностью и применимостью. Для каждой из этих радостей существует порог насыщения, который выражается в простом наличие или отсутствии данной радости. Дружба, любовь и созидание либо имеют место быть, и тогда насыщение полное, либо их нет. Обладание всеми тремя радостями зависит прежде всего от внутренних факторов, что выражается в самом желание или нежелание человека обладать ими. Ведь каждый человек может, но не обязательно должен быть счастлив. Можно попытаться расширить список радостей, но любое добавление уже заранее будет включать в себя одну из радостей, объединять две из них, либо сочетать все три разом. При этом не имеет смысла пытаться конкретизировать характерные черты каждой из радостей, так как это зависит только от фантазии и потребностей самого человека. К примеру человек может любить другого человека, неодушевленный предмет, свою Родину или совсем обстрактные понятия и идеалы, и невозможно признать какое-либо проявление любви неискренним или ложным.
 Если человек обладает только элементами Внешнего счастья, то страдает его внутренний мир, и он несчастлив духовно, если человек обладает только элементами Внутреннего счастья, то страдает его тело, и он несчастлив физически. Лишь гармоничное объединение Внешенего и Внутреннего ведет к обладанию целостным счастьем.
 Всегда найдутся те кто будут полностью согласны и те кто будут в корне несогласны с представленными размышлениями и выводами, но несогласным можно быть только в том случае, если у человека имеется альтернативное видение вопроса.

Рейтинг@Mail.ru ©2006 Anatoli Makejev (Sigmund)
Использование материалов без ссылки на сайт и автора запрещено!
 
Hosted by uCoz
Hosted by uCoz